Встретил в Интернете
видео с упражнением несущим заряд бодрости всему телу.Вот это видео - http://youtu.be/9MLrDnKKTQs
Ну а в качестве добавки отрывок из книги Михаэля Горена «ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ И ДОЛГОЛЕТИЮ».
"ИСКУССТВО"
ДОЛГОЛЕТИЯ.
Жил когда-то в Бессарабии старик — "трубадур",
певец и сказитель, известный на всю округу. Он славился своим мастерством
веселить народ, импровизировать, сочинять стихи и песни. Если посреди рассказа
его кто-нибудь прерывал вопросом, он метко отвечал тут же сочиненным куплетом.
Такие сейчас не водятся, их образ сохранился в старинных сказках и легендах. По
собственному выбору он мог вызвать и смех, и слезы у своих слушателей.
— Я уже тридцать лет знаю Григория, — рассказывал мне старик
Василий, о котором я уже упоминал в предыдущей главе. Он и познакомил меня с
этим бардом, когда тот стоял в лесу, окруженный молодежью, и играл на свирели.
Во время одной из встреч с ним Василий сказал:
—Нашему Григорию, вероятно, уже более ста лет.
—Когда я был молодым, то считал свои годы. Но когда мне
перевалило за сто, я бросил это занятие, — пропел в ответ Григорий.
Это был старик, слепой на один глаз, с длинными блеклыми
усами, в широких шароварах и в рубахе, подпоясанной красным пояском. Мы
пригласили его к столу. Он согласился съесть только тарелку борща и немного
мамалыги с козьим сыром и перцем. Во время трапезы он заметил:
— Лучше недоесть, чем
переесть. Лучше сидеть, чем стоять и лучше ходить, чем сидеть. Сто лет брожу по
разным ярмаркам, исколесил всю страну вдоль и поперек, но износил мало сапог,
потому что почти не надевал их. Главное, чтобы было не много мамалыги и острого
красного перца. А если есть еще и простокваша и кислая капуста или сыр, нужно
благодарить пресвятую деву за то, что нас облагодетельствовала. Но летом, когда
идешь по дорогам, гляди в оба на обочину. Там есть хорошие полезные травы, их
нужно только собрать. Травами можно прокормить самого большого буйвола. А уж
если для него достаточно, то и для человека и подавно. Их нужно есть и
благодарить Бога за то, что послал их нам. Вот какие советы давал столетний певец из
Молдавии.
* * *
В 1930 году я лежал в
еврейской больнице Кишинева. Там я начал интересоваться проблемой
долголетия. Врачи посмеивались над моей слабостью: я всегда искал общество
стариков — и в больнице, и в доме престарелых и хроников, который находится
рядом. Я просил их рассказать мне о своей жизни. Но, говоря откровенно, эти
беседы немногому научили меня.
Однажды утром ко мне в палату вошел д-р Б. и спросил, не
хочу ли я познакомиться с современником Наполеона?
—?
—К старику ребе Янкелю пришел с визитом его дедушка. (Ребе
Янкель был 80-летним старцем, лежавшим в соседней палате).
Возле койки ребе Янкеля сидел седобородый старец с густыми
седыми бровями, прикрывавшими очень живые синие глаза, в которых светился ум.
Худой и слабый, он сидел очень прямо, скрестив руки на груди. Когда говорил,
были видны его собственные зубы, стертые, пожелтевшие, но свои.
Я начал разговор с того, что спросил старца, сколько ему
лет, и, по еврейскому обычаю, пожелал ему прожить до ста двадцати (возраст
Моисея). При этом я несколько наклонился вперед и повысил голос, полагая, что в
такие годы старец уже глуховат.
Но он запротестовал:
—Не кричите, пожалуйста, я не глухой. И не говорите мне про
эти сто двадцать лет, потому что мне уже сто тридцать шестой.
У всех непроизвольно вырвался вздох изумления. Я спросил
его, как ему удалось дожить до такого возраста, и он ответил:
—Садись, сын мой, и слушай внимательно.
Взяв понюшку табака, он продолжал:
—В молодости я
ложился спать очень рано, с петухами, и вставал в полночь, чтобы помолиться в
память о разрушении Храма. Затем учил Тору до рассвета и шел окунуться в микву.
—Очень хорошо, дедушка. Но чем вы питаетесь?
—Не торопись, сынок. Есть нечто не менее важное, чем еда, —
это пост.
—Два раза в неделю, по понедельникам и четвергам, я соблюдаю
пост. А в остальные дни ем то, что Бог пошлет, — черный хлеб, мамалыгу или
пшенную кашу, квашеную капусту, редьку, лук, чеснок, сыр, летом — дыни,
виноград, разные фрукты, простоквашу. Иногда — фасолевый суп.
—А как же с мясом, рыбой и вином?
—Мясо и рыбу ем только по субботам и праздникам. Вино —
когда делаю "кидуш" и на свадьбах.
—Почему же, дедушка? Ты мало зарабатывал?
—Не в этом дело, сынок. Я зарабатывал совсем неплохо и
содержал свою большую семью в полном достатке... Садись рядом, сынок, и слушай
внимательно. На небе есть ангел, который ведет счет для всех людей. Когда
рождается еврей, ангел определяет, сколько ему даровано суббот. Но если человек
хочет праздновать несколько суббот в течение одной недели — на здоровье. Пусть
себе празднует. Но только на свой счет. Мясо, рыбу и вино в будни? — пожалуйста.
Но эти дни вычитаются из числа суббот. У меня, сынок, не было никакого желания
поскорее отпраздновать свои субботы и праздники. И, что не менее важно, я
всегда был доволен своей судьбой. Ибо сказано: богат тот, кто довольствуется
своей судьбой*.
*Парафраз известного изречения: "Кто богат? Тот, кто
доволен своей участью" ("Поучения предков", гл. 4, стих 1).
Он помолчал немного и снова повторил:
—Лучше недоесть, чем переесть.
Та же мудрость, что у молдавского народного певца Глигоре.
* * *
В 1927 году в
Бухаресте мне был преподан еще один урок искусства долголетия.
Я работал в оранжерее, когда услышал раздраженный голос
одного из садовников:
—Нет у меня, что ли, другого занятия, как разговаривать с
этим стариком? Нам нужен молодой здоровый человек, а не дедушка. Здесь не
богадельня.
Я решил узнать, в чем дело. В дверях стоял старый рабочий,
босой, несмотря на холод, с котомкой, в которой, вероятно, помещалось все его
имущество на этой земле. Он вежливо со мной поздоровался и предложил свои
услуги.
—Слышал, здесь нужен садовник.
—Ты слишком стар для такой работы, дедушка, — сказал я. — Не
легкий это труд, все время нужно нагибаться.
—Я болгарин, — с гордостью ответил он (болгары считают себя
лучшими садовниками в мире). — Не смотри на мой возраст, господин. Возьми меня
на пробу на три дня. Если не подойду — уволишь.
Я его взял. Марин, старший садовник, старался избавиться от
него, дав ему самую тяжелую работу: подготовку парников. Старик прекрасно ее
выполнил. Спустя два месяца он, однако, от нас ушел. Ему удалось снять в аренду
два гектара земли по соседству, и он начал ее обрабатывать. Когда старик пришел
сказать, что покидает нас, Марин его спросил:
—Ты собираешься разводить сад? В твоем-то возрасте?
—А что мне остается делать? У меня молодая жена и двое
маленьких детей. Не могу я содержать семью на то, что зарабатываю здесь.
—Двое маленьких детей? Сколько же тебе лет?
— Всего девяносто шесть, Марин.
Через некоторое время сад старого болгарина стал лучшим в
округе. Он снимал самые высокие урожаи. Болгарин первый стал выращивать в
Бухаресте астры в цветочных горшках. У него у первого созревали в теплице
ранние огурцы и грибы, и он сам доставлял свой товар на рынок, обычно еще до
восхода солнца.
Ел он самую простую пищу — йогурт, мамалыгу, овечий сыр,
много овощей (особенно лука и красного перца). Мясо — два раза в неделю, в
остальные дни борщ, приготовленный из самых различных овощей, и на ужин немного
вина.
А теперь история ребе
Хаима.
Несколько лет назад я посетил Деганию — старейших кибуц у
Тивериадского озера, где живет мой старый друг Эльчик. С ним я несколько раз
вел дискуссии о полезности и необходимости мяса для здоровья.
Эльчик принял меня с улыбкой победителя и сказал:
— Сейчас докажу тебе наглядно, что ты не прав. Мы посетим
моего отца, которому девяносто восемь лет. Он тебе подтвердит, что дожил до
этого возраста именно потому, что ел все то, что ты считаешь вредным. И мой
дед, отец отца, питался так же и дожил до 112 лет.
На следующее утро мы отправились к отцу Эльчика. Когда мы
вошли в комнату, старик со вздохом поднялся с кровати и уселся на стул. Я
спросил, почему он так горестно вздыхает. Он ответил:
— Вздыхаю потому, что жизнь тяжелая. Четыре года назад меня
прооперировали по поводу глаукомы, и с тех пор я ничего не вижу. Эльчик
свидетель: до этой проклятой операции я работал за двоих, и если бы не зрение,
то и сейчас мог бы работать.
— Папа, — сказал Эльчик, — Горен пишет книгу и хочет знать,
как ты жил до того, как приехал в Деганию.
— Дети мои, — ответил рабби Хаим, улыбаясь, — это очень
длинная история. Я родился в 1854 году в Ломзе, и в то время моему отцу было
уже больше восьмидесяти лет. Он бежал из Франции во время революции, и от
первой жены у него не было сыновей. После ее смерти он женился на вдове, и от
этого брака я был единственным сыном. В четырнадцать лет я ушел из дому. Моему
отцу было тогда около ста лет. Он дожил до ста двенадцати.
— Вы хотите знать, что я ел? Иногда питался плохо, иногда
хорошо. Все зависело то того, где я находился. Я много путешествовал по России
и по Африке. Был в свое время золотоискателем.
Тут сын его прервал и, подмигнув мне, спросил, много ли он
ел мяса.
— Кто в ту пору ел мясо? Это вы, молодые, так полюбили
мясные блюда. Сейчас люди думают, что главное — это мясо. Я только два года в
своей жизни ел много мяса, и то потому, что не было ничего другого. Было это,
когда русские власти сослали меня в Нижне-Калинск, что на берегу Северного
Ледовитого океана. Там я ел медвежатину. Медведи спасли мне жизнь. И своим
мясом, и своим теплом.
— Как это, своим теплом?
— Ну, это очень длинная история, — сказал реб Хаим. — Если
вам ее рассказать, вы не поверите. Подумаете, что это легенда, сказка, а не
быль. В одну из зим я спал вместе с медведем, который согревал меня своим телом
и спас тем самым от гибели — от смертельного мороза.
Больше он рассказывать не хотел, но его сын и я стали его
расспрашивать, что же он ел и чем питался его отец.
— В будни мы ели сыр, молоко, квашеную капусту, редьку, лук
и кукурузный хлеб. По субботам и в праздники — мясо и рыбу.
— А как насчет сахара?
— В те дни его не потребляли. Сахар появился лишь в
последние годы. Мы ели много фруктов, пили квас, а по понедельникам — немного
вина или водки. Сегодня только и говорят, что о мясе. А я хорошо помню, что
несколько лет назад, когда я чувствовал себя плохо и на теле появлялась сыпь, я
совсем перестал есть мясо, рыбу, яйца — и поправился. Сыпь совершенно исчезла.
Но в последнее время у меня повысилась кислотность и временами мне кажется, что
у меня все горит внутри.
Он спросил моего совета, и я ему порекомендовал не есть
мяса, яиц, варенья, мармелад и не пить сладкого чаю. Но главное — ни одного
яйца. Услышав это, старик обернулся к сыну и сказал:
— Ну, сколько раз я просил тебя, чтобы ты мне давал чай без
сахара, а вместо мяса — сыр и помидоры!
Рассказав старику более подробно о той диете, которую
рекомендую, я с ним распрощался.
Прощаясь с его сыном Эльчиком, я сказал, что уверен в том,
что глаукома у его отца развилась в результате неправильного питания, главным
образом из-за мяса, которое он стал есть с тех пор, как переехал в Деганию.
Однако я считаю, что еще не поздно исправить допущенную ошибку и, соблюдая
диету, старик может дожить до возраста своего отца.
К сожалению, через несколько месяцев я узнал, что старик
скончался, не дожив и до ста лет.
Истории этих стариков, которых я знал лично, показывают, что
живут долго совсем не те, кто пользуется благами изобилия и комфорта. Однако было
бы неправильно заключить из этого, что достаточно соблюдать умеренность и
разумную диету, чтобы обеспечить себе долголетие.
Первое условие
долголетия — хорошая наследственность. Обычно у тех, кто доживает до
восьмидесяти и больше лет, и родители были долгожителями. Самое ценное
наследство, которое родители могут оставить своим детям, — здоровье и
долголетие. Чем дольше живут родители, тем больше вероятность, что и дети их
будут долго жить.
Второе условие —
непритязательность и умение довольствоваться малым. Очень редко встречались мне
долгожители, которые были не удовлетворены тем, что имели. Огорчения и
заботы подтачивают человека, тогда как счастье или, по крайней мере,
уверенность продлевают ему жизнь.
На третьем месте
стоит способ восприятия жизни. Почти все мои знакомые долгожители
философски воспринимали все то хорошее и то плохое, что им преподносила жизнь.
Они придерживались взглядов, которые позволяли им спокойно сталкиваться с
превратностями судьбы в повседневной жизни и не делать трагедии из неудач или
поражений.
Кстати, в связи с этим мне вспоминается один мой друг,
румынский революционер Замфир Арборе, аристократ и революционер одновременно.
Как и подобает революционеру XIX века, он был ярым атеистом, но в свои 90 лет
умел воспринимать удары судьбы, как те христиане и евреи, о которых мы говорили
выше. Когда умер его единственный любимый сын, он создал теорию о бессмертности
материи и воссоздания в далеком будущем всех планет, в том числе и Земли, после
их разрушения. Он верил, что в одну из грядущих эпох еще встретится со своим
сыном.
Из этой чистой и наивной веры черпал старый писатель силы
жить в одиночестве, подобно католику или мусульманину, которых поддерживает
вера в загробную жизнь.
Не всегда, однако, вера способствует долголетию. Огромное
значение имеет та вера, о которой сказано: "праведных верою своей жить
будет" (пророк Аввакум, гл. 2, стих 4), то есть вера, основанная на
праведной жизни, на благо людям. Это
значит, что долголетия сподобятся те, чья вера возвышена, благородна и придает
жизни смысл.
Отсюда я склонен сделать далеко идущий вывод, что многие
люди умирают преждевременно, так как не хотят и не стремятся больше жить.
В Библии не раз упоминаются люди, которые "насытились
днями": "И скончался Ицхак, и умер, и приобщился к народу своему
старым, насытившись днями..." (Бытие, гл.35, стих 29); "и состарился
Давид и насытился днями..." (I Паралипоменон, гл. 23, стих 1); "И
умер Иов старцем, насытившись днями" (Иов, гл. 42, стих 17). Это относится
только к праведникам. В наши дни многие старцы умирают раньше естественного
срока, так как жизнь им осточертела. Они прозябают в одиночестве, оставленные и
забытые детьми и родственниками, да и общество повернулось к ним спиной.
Некоторые же умирают оттого, что опасаются стать в тягость своим детям, когда
станут дряхлыми и немощными. Они боятся, что последние дни своей жизни им
придется провести в каком-нибудь заброшенном доме престарелых.
Чтобы долго жить, нужно уметь жить счастливо. Это то
искусство, та мудрость жизни, которым не может обучить ни один врач. Каждый
должен обучиться этому сам.
|